©Себеос, армянский историк VII в.
История императора Иракла
Глава XXX. Прекращение Сасанидской династии,
которая властвовала 542 года; явление Магомета; вступление сынов Исмаиля в
Армению; смерть Иракла и воцарение Константина
Буду говорить
о сыне Авраама, не о свободном, но о том, который родился от рабы, над которым
исполнилось не ложное слово Божие: «и будут руки его на всех и руки всех на
него». (Быт. XVI, 12).
Тогда собрались в городе Едессе 12 племен из всех колен Евреев. Когда они увидели, что персидское войско ушло от них, и оставило город в покое, то заперли городские ворота, укрепились в нем, и не впускали туда греческого войска. Царь греческий, Иракл, приказал осадить город. Евреи, видя невозможность сопротивляться ему войной, заговорили о мире.
Тогда собрались в городе Едессе 12 племен из всех колен Евреев. Когда они увидели, что персидское войско ушло от них, и оставило город в покое, то заперли городские ворота, укрепились в нем, и не впускали туда греческого войска. Царь греческий, Иракл, приказал осадить город. Евреи, видя невозможность сопротивляться ему войной, заговорили о мире.
Открыв ворота
города, они вышли к нему на встречу. Тогда он приказал им удалиться и
успокоиться в своих жилищах. Они ушли и направили путь свой по пустыне в
Тачкастан к сынам Исмаила, и звали их к себе на помощь, доказывая им из святого
писания свою единоплеменность. Хотя те верили в близкое родство их, но не могли
убедить всей толпы потому, что богослужения их разнились друг от друга.
В то же время
один муж из самих сынов Исмаила, по имени Махмет ***[1]
199 явился к ним, как бы по повелению Бога,
для проповедования между ними пути истины, и учил их познавать Бога Авраамова.
Он был сведущ и знаком с историей Моисея. Так как повеление было свыше, то по
одному предписанию его все обратились к единству верования и, оставив суетные
свои богослужения, они обратились к живому Богу, который явился отцу их,
Аврааму.
Магомед
законодательствовал: не есть мертвечины; не пить вина; не лгать и не прелюбодействовать.
Он говорил: «Бог клятвенно обещал страну эту Аврааму и потомкам его после него,
на вечные времена. Он исполнял все обещанное, доколе любил Израиля. Вы тоже
дети Авраамовы. В лице вашем Бог исполнит обет свой Аврааму и потомкам его;
только любите Бога Авраамова, — идите и берите страну, которую Бог дал отцу
вашему, Аврааму. Никто войной не может сопротивляться вам потому, что с вами
Бог».
Тогда
собрались все вместе от Евила до Сура у Египта, и ушли из пустыни Фарана 12 племен,
по числу родоначальников своих. Они разделили между своими племенами 12 тысяч
сынов Израилевых — тысячу мужей на каждое племя, чтобы ввести их в землю
иерусалимскую. Они отправились туда лагерями, по числу племен: Набеут, Кедар,
Абдюл, Мосамб, (Масть), Масма, Идома, Масэ, Холдат, Теман, Иетур, Нафес и Кедма[2].
Вот роды Исмаиля.
<…> Сами
же расположились снова в Аравии. Собрались и присоединились к ним все остальные
сыны Израиля; вместе с ними они составили огромное войско. Они отправили к
греческому царю послов со словами: «Бог дал эту землю в наследственное владение
Аврааму, отцу нашему, и потомкам его после него; вот — мы дети Авраама.
Довольно с тебя твоей земли; оставь страну нашу в покое, и мы не вступим во
владения твои; в противном случае мы потребуем от тебя все завоевания твои с
лихвою».
Император не
согласился и не дал им удовлетворительного ответа. Он говорил: «страна моя;
наследственный твой участок — пустыня; отправляйся с миром в землю свою».
<Описание битвы при Якмуке, притоке Иорадана, – решающего сражения между
Византийской империей и Арабским халифатов за Сирию> Пали и погибли все
полководцы. Число падших было более чем 2 000 человек. Малое число их спаслось и скрылось в
безопасных местах.
(Исмаильтяне)
перейдя Иордан, расположились лагерем в Иерихоне. Они навели ужас на жителей
страны, и все они подчинились их рабству. В ту же ночь Иерусалимцы взяли крест
Господний и утварь церквей Божьих, и отправили морем на кораблях, ко двору
константинопольскому. После того, взяв с Исмаильтян клятву, они покорились им.
Царь греческий
не был уже в состоянии собрать войска против них; а те разделили войска свои на
три части и отправили — одну часть в Египет, которая завоевала все до
Александра; другую часть — на север против царства греческого, где она в
мгновение ока завладела всем от берега моря до берегов реки Евфрата <…>;
третью часть — на восток, против персидского царства.