вторник, 12 февраля 2019 г.

Чума и работорговля


НАЧАЛО * ПРОДОЛЖЕНИЕ

Чума

«К числу событий 749 года (= 1 апр. 1348 — 21 март. 1349 г.) относится великая моровая язва и охватившая всех чума, случившаяся в землях Халебских, Сирийских и Египетских и продолжавшаяся до 750 года. Это был сильный мор, опустошивший страны и жилища и поражавший людей онемением и кровохарканием. Число умерших доходило в Каире и Мысре в день до 20,000 человек, а в Халебе в день до 500; в Айнтабе (умирали) каждый день от 150 до 200, — в (один) день больше, в (другой) день меньше, — а в Дамаске 1000 человек. Погибло народу приблизительно 2/3. Этот мор есть тот, который люди называют «великим мором». В некоторых летописях говорится, что число умерших в Мысре и Каире в шаабане и рамазане (= 25 окт. — 22 дек. 1348 г.) дошло до 900,000 человек. О чуме, подобной этой, никто (прежде) не слыхал. Чум в исламе насчитывают пять; это шестая, и не было в нем (в исламе) чумы сильнее этой, потому что она охватила и мусульман и неверных во всех странах, особенно в землях Франков, и обезлюдила большую часть стран.
Оказался недостаток во всех товарах, вследствие незначительности привоза их, так что бурдюк воды обходился в землях Египетских дороже 10 дирхемов... Рассказывал мне отец мой — да помилует его Аллах —, что он в то время был молодым человеком и что он приходил к покойникам в молельню, чтобы молиться за них, что люди, уставая от беспрерывной ходьбы, потом безотлучно стали находиться в молельне Айнтабской, и как только приносили покойника, так над ним совершали молитву. Иногда молились за один раз над 50 или более покойниками, и дошло (наконец) дело до того, что не хватало ни омывателей (трупов), ни носильщиков, ни могильщиков. Закапывали иногда по 10 и по 20 (трупов) в одну яму. Не стало людей в домах; в последних были брошенные пожитки, утварь, серебряные и золотые деньги, но никто не брал их. Иногда в один день умирали (все) члены семейства и лежали мертвыми, потому что не было никого, кто бы отнес или убрал их, и всякий был занят только самим собою. Все это происходило в странах Северных. Умирали они (люди) от кровохарканья. Случалось, что человек поест, пойдет и заговорить со своими приближенными, вдруг захаркает кровью, и не пройдет самого короткого мгновения, как с ним уже все покончено».

Работорговля

Расцвет работорговли относят ко времени после чумы середины XIV в. Основные покупатели – Европа (потерявшая население и нуждающаяся в рабочей силе) и Египет (армия которого формируется из рабов – мамлюков), основной поставщик – Золотая Орда.
Мы встречаем сведения о связи бедствий и работорговли и раньше. Тот же Айни: «В 702 г. (= 26 авг. 1302-14 авг. 1303 г.) в странах Северных, в землях Токты, оказались мор, засуха и дороговизна вследствие того, что они (жители) сеяли 3 года сряду, по ничего у них не выросло, и что погиб весь скот их. Положение их, благодаря засухе, дошло до того, что они стали продавать на рынках своих детей и своих жен; их скупили франки и купцы и повезли во все страны, особенно в Египет»
О спасении от рабства послов, как монгольских, так и египетских, в 1311 г., уже известным нам Шакраном, которого позже убил Узбек: «возвращались послы султана от царя Токты; в сообществе их (находились) послы Токты. <…> на них напали Франки и всех их взяли в плен, а было их со свитою около 60 человек. Они (Франки) поехали с ними в прибрежные области, предложили их в продажу и клялись, что возьмут за них не менее 60,000, но никто не купил их, и они отправились с ними на остров Мастики (= Хиос). Тогда султан приказал схватить франкских купцов, находившихся в Александрии, и наложить запрещение на имущества их до тех пор, пока они не представят послов его. Поехал на остров Мастики Генуэзский купец Шакран, освободил их и отослал их в Египет».

Аль-Умари (аль-Омари, ум 1348/9, от чумы?), секретарь египетского султана аль-Малика аль-Насира, указывает: «Подчиненные Золотой Орде («области царя Кипчака») народы черкесов, русов и аланов населяют процветающие многолюдные города и покрытые лесами плодородные горы; там процветают хлебопашество и скотоводство, текут быстрые реки, и там собирают много разнообразных плодов. Эти народы, однако, не в силах сопротивляться, находясь под властью хана, хотя у них есть свои цари. Если они ублаготворяют хана своей покорностью и посылают ему дары и приношения, он дает им жить в мире, если же они этого не делают, он идет на них войной и осаждает их города, обрекая мужское население мечу и продавая женшин и детей в рабство во все страны мира».[1] И еще: «Хотя кипчаки могущественнее, нежели войска черкесов, русских, мадьяров и аланов, последние (?- Э. Г.) часто захватывают их детей и продают работорговцам».

Мы дошли до самой интересной, конечно, темы, но другой.


В принципе, участники сделки обозначены: Египет (и Европа) получает живой товар, поставляют его из Орды, рабы - из кыпчаков, черкесов, русских, мадьяр и аланов, каждый из этих же народов захватывает детей остальных народов и продает работорговцам. Рабов больше всего из кыпчаков, продают больше других, по-видимому, аланы.


Про аланов - отдельная история, позже.



[1] Итальянские (генуэзские) колонии в Северном Причерноморье (Каффа в Крыму – нынешняя Феодосия) поставляли рабов в Европу и в Египет (армия и гаремы).

Гравюра "Пляска смерти" Михаэля Вольгемута1493.