Надпись:
Попробуем выяснить, кто же похоронен в этом мавзолее.
Шахида
Если отвлечься от сегодняшних реалий, то «шахид - павший за веру, мученик, свидетель. В терминологии Шариата термином «шахид» обозначают павшего в справедливой войне с агрессорами, защищая Ислам и свободу соблюдения и изучения мусульманами своей религии. Шахидами в хадисах Пророка (мир ему и благословение) называются люди, погибшие от рук бандитов при самообороне, умершие от различных эпидемий и даже влюбленные, умершие, сохранив свою честь. Также этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т.д.» (См.)
Туркан Хатун
Хатун – название (обычно) старшей жены,
она же мать первенца – у хазар, сельджуков, хорезмшахов, монголов...
Тархан (каз. дарқан; араб. طرخان; башк. тархан; кит. 達干; бур., монг. дархан; перс. ترخان; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской
знати. Титул употреблялся у тюрков
и монголов, а также у других степных народов.
Еще встречается ТЕРКЕН, ТУРКОН,
ТУРАКИНА, ТАРХАН...
В полное исламское
имя могут входить 1) лакаб (почетное прозвище), 2) кунья (наименование
по ребенку-первенцу – Абу, т.е. отец, или Умм, т.е. мать, 3) алам
(личное имя), 4) насаб («отчество») - ибн, 5) нисба (чаще
всего место рождения человека или его род или племя ), 6) унван (мансиб) –
должность или сан.
Туркан-хатун - дочь эмира (повелителя,
военачальника) по имени Тохта, отцом которого является Салжиктай (Салджуктай,
Салджидай). Аль-Узбек (Узбак) - нисба: предок всего
рода (фамилия), принадлежность к дому...
Проблема состоит в том, что историки не
могут найти Токтая сына Салджуктая, даже если считать, что туркан-хатун - лакаб, а не алам…
Поэтому высказываются различные
гипотезы.
Версии исследователей
Исследование и описание памятника
началось в ХХ в.
Первоначально англичане приняли надпись
буквально и не усомнились в дате: Туркан-хатун, остановилась в Иерусалиме на
пути в Мекку и здесь умерла в 1352-1353. Французы предположили, что она была
убита на пути в Мекку бандой разбойников (шахида).
В надписи использовано «имарат» -
«перестроить» или «реконструировать», тогда дата означает время строительства,
а не дату смерти Туркан-хатун.
В надписи три имени, фигурирующие в
истории Золотой Орды: хан Узбек (1313 - 1341), чье правление (28 лет!) считают
временем наивысщего расцвета государства, он сын Торгула, внук Менгу-Тимура,
племянник предыдущего хана Тохты; Салджидай-гурген – отец матери Тохты, тесть МенгуТимура (по Рашид ад-дину). Тохта – дядька Узбека
(если не сомневаться в происхождении последнего, см. прим 24)
Версия Хитоятова
Если оставить в стороне ошибки исследователя
(на которые справедливо, насколько я могу судить, указывает Х. Сабохи), то
общая идея Г. Хидоятова такова:
Туркан-хатун – дочь хана Тохты (о
такой дочери ничего не известно, Рашид ад-дин отмечает только сыновей),
Имя Салджуктая (Салджидая-гургена),
вождя племени кунгират и кыпчаков, зятя дома Чингизидов (гурген), появляется
вместо имени отца Тохты, поскольку Салджуктай - важная фигура в ходе завоевания
власти Тохтой и Тохта в письме говорит, что Салджуктай его воспитал
"как отец".
Хан Узбек правит долго,
жители его страны (Золотой Орды) - аль Узбаки.
Туркан-хатун - жена монгольского
правителя эмира Кутлуг-Тимура (источники
не указаны), а жен правителей Хорезма, даже монголов, называли туркан-хатун
(предположение).
Кутлуг-Тимур
организовал посольство от хана Узбека к мамлюкскому султану Египта Малику
ан-Насиру, частью посольства была брачная делегация при дочери хана (возможно
другое родство, но невеста - дочь ханов), предназначавшейся в жены
Малику ан-Насиру. С этой делегацией Кутлук-Тимур отправляет свою старшую жену
(нашу Туркан-хатун). Вскоре он женится на дочери (или сестре, или племяннице) хана
Узбека. Посольство подвернулось кстати, и новая жена становится старшей
(хатун).
В 1340-41 году умирает ан-Насир, его
монгольская вдова возвращается (о судьбе Тулунбай см.), вместе с ней Туркан-хатун, они, как правоверные
мусульмане, заезжают в Иерусалим. Здесь Туркан-хатун умирает. Возможно, в
дороге на них напали, и она умерла от ран - шахида. Дата на мавзолее – перестройка
1353 года. Судя по стилю мавзолея, строителей прислали из Хорезма.
Версия Х. Сабохи
В иерусалимской надписи
"Туркон-хотун бинти амир Туктой ибни Салджуктой ал-Узбаки" последняя
часть указывает фамилию.
Хазрат Сабохи потратил все силы на опровержение версии Хидоятова. Он
нашел полководца хорезмшаха, тюрка, с именем Узбак (Узбек), но не Токтая и
Салджуктая. Туркан-хатун аль Узбаки была правительницей Кермана, она умерла в
1280-х и похоронена в Кермане. Про правительницу Кермана есть у Бахрие Учок (Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманских
государствах. - М.: «Наука», 1982. Написана книга в 60-е. гг.)
Итак, специалисты не выяснили, кто такая
иерусалимская Туркан-хатун.
В первый подход к теме я, отчаявшись,
перешла к другой теме – о правительницах Туркан-хатун:
- Туркан-хатун, жена Мелик-шаха, мать Махмуда, регентша в государстве сельджуков, XII в. - см.
- Туркан-хатун, жена Угэдея и мать Гуюка, XIII в.
- Туркан-хатун, жена хорезмшаха Текеша, регентша при малолетнем Мухаммаде, XIII в.
- Туркан-хатун, правительница Кермана, XIII в.
Я и сейчас не знаю ответа, замечу только
(в дополнение версии Хидоятова), что в монгольской истории все имена надписи
принадлежат мусульманам, «обойденный» Менгу-Темур – тенгрианец…
Я хочу подойти к вопросу с другой
стороны.
Допустим, что Туркан-хатун (дочь эмира
Токтая, не упомянутого историей, внучка Салджуктая и подданная хана
Узбека) появилась в Иерусалиме в связи с посольством хана Узбека.