пятница, 10 января 2014 г.

Турбат Туркан-Хатун

В Иерусалиме, в Старом городе, на улице Цепи (Шильшелет, Силсила) находится вот такое строение:


 

Надпись:
Этот мавзолей построен (перестроен, обновлен) в честь покойной шахиды Туркан-хатун, дочери эмира Токтая, сына Салжуктая, аль Узбаки, в 1352-1353 гг.

Попробуем выяснить, кто же похоронен в этом мавзолее.

Шахида

Если отвлечься от сегодняшних реалий, то «шахид - павший за веру, мученик, свидетель. В терминологии Шариата термином «шахид» обозначают павшего в справедливой войне с агрессорами, защищая Ислам и свободу соблюдения и изучения мусульманами своей религии. Шахидами в хадисах Пророка (мир ему и благословение) называются люди, погибшие от рук бандитов при самообороне, умершие от различных эпидемий и даже влюбленные, умершие, сохранив свою честь. Также этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т.д.» (См.)

Туркан Хатун

Хатун – название (обычно) старшей жены, она же мать первенца – у хазар, сельджуков, хорезмшахов, монголов...

Тархан (каз. дарқан; араб. طرخان; башк. тархан; кит. 達干; бур., монг. дархан; перс. ترخان; тат. tarxan, тархан; якут. дархан, тархан; чуваш. турхан;) — привилегированное сословие тюркской знати. Титул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.
Еще встречается ТЕРКЕН, ТУРКОН, ТУРАКИНА, ТАРХАН...
В полное исламское имя могут входить 1) лакаб (почетное прозвище), 2) кунья (наименование по ребенку-первенцу – Абу, т.е. отец, или Умм, т.е. мать, 3) алам (личное имя), 4) насаб («отчество») - ибн, 5) нисба (чаще всего место рождения человека или его род или племя ), 6) унван (мансиб) – должность или сан.

Туркан-хатун - дочь эмира (повелителя, военачальника) по имени Тохта, отцом которого является Салжиктай (Салджуктай, Салджидай). Аль-Узбек (Узбак) - нисба: предок всего рода (фамилия), принадлежность к дому...

Проблема состоит в том, что историки не могут найти Токтая сына Салджуктая, даже если считать, что туркан-хатун - лакаб, а не алам…

Поэтому высказываются различные гипотезы.

Версии исследователей

Исследование и описание памятника началось в ХХ в.
Первоначально англичане приняли надпись буквально и не усомнились в дате: Туркан-хатун, остановилась в Иерусалиме на пути в Мекку и здесь умерла в 1352-1353. Французы предположили, что она была убита на пути в Мекку бандой разбойников (шахида).
В надписи использовано «имарат» - «перестроить» или «реконструировать», тогда дата означает время строительства, а не дату смерти Туркан-хатун.
В надписи три имени, фигурирующие в истории Золотой Орды: хан Узбек (1313 - 1341), чье правление (28 лет!) считают временем наивысщего расцвета государства, он сын Торгула, внук Менгу-Тимура, племянник предыдущего хана Тохты; Салджидай-гурген – отец матери Тохты, тесть МенгуТимура (по Рашид ад-дину). Тохта – дядька Узбека (если не сомневаться в происхождении последнего, см. прим 24)

Версия Хитоятова

Если оставить в стороне ошибки исследователя (на которые справедливо, насколько я могу судить, указывает Х. Сабохи), то общая идея Г. Хидоятова такова:
Туркан-хатун – дочь хана Тохты (о такой дочери ничего не известно, Рашид ад-дин отмечает только сыновей),
Имя Салджуктая (Салджидая-гургена), вождя племени кунгират и кыпчаков, зятя дома Чингизидов (гурген), появляется вместо имени отца Тохты, поскольку Салджуктай - важная фигура в ходе завоевания власти Тохтой и Тохта в письме говорит, что Салджуктай его воспитал "как отец".
Хан Узбек правит долго, жители его страны (Золотой Орды) - аль Узбаки.
Туркан-хатун - жена монгольского правителя  эмира Кутлуг-Тимура (источники не указаны), а жен правителей Хорезма, даже монголов, называли туркан-хатун (предположение).
 Кутлуг-Тимур организовал посольство от хана Узбека к мамлюкскому султану Египта Малику ан-Насиру, частью посольства была брачная делегация при дочери хана (возможно другое родство, но невеста - дочь ханов), предназначавшейся в жены Малику ан-Насиру. С этой делегацией Кутлук-Тимур отправляет свою старшую жену (нашу Туркан-хатун). Вскоре он женится на дочери (или сестре, или племяннице) хана Узбека. Посольство подвернулось кстати, и новая жена становится старшей (хатун).
В 1340-41 году умирает ан-Насир, его монгольская вдова возвращается (о судьбе Тулунбай см.), вместе с ней Туркан-хатун, они, как правоверные мусульмане, заезжают в Иерусалим. Здесь Туркан-хатун умирает. Возможно, в дороге на них напали, и она умерла от ран - шахида. Дата на мавзолее – перестройка 1353 года. Судя по стилю мавзолея, строителей прислали из Хорезма. 

Версия Х. Сабохи

В иерусалимской надписи "Туркон-хотун бинти амир Туктой ибни Салджуктой ал-Узбаки" последняя часть указывает фамилию.
Хазрат Сабохи потратил все силы на опровержение версии Хидоятова. Он нашел полководца хорезмшаха, тюрка, с именем Узбак (Узбек), но не Токтая и Салджуктая. Туркан-хатун аль Узбаки была правительницей Кермана, она умерла в 1280-х и похоронена в Кермане. Про правительницу Кермана есть у Бахрие Учок (Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. - М.: «Наука», 1982. Написана книга в 60-е. гг.)

Итак, специалисты не выяснили, кто такая иерусалимская Туркан-хатун.
В первый подход к теме я, отчаявшись, перешла к другой теме – о правительницах Туркан-хатун:
  1. Туркан-хатун, жена Мелик-шаха, мать Махмуда, регентша в государстве сельджуков, XII в. - см.
  2. Туркан-хатун, жена Угэдея и мать Гуюка, XIII в.
  3. Туркан-хатун, жена хорезмшаха Текеша, регентша при малолетнем Мухаммаде, XIII в.
  4. Туркан-хатун, правительница Кермана, XIII в.

Я и сейчас не знаю ответа, замечу только (в дополнение версии Хидоятова), что в монгольской истории все имена надписи принадлежат мусульманам, «обойденный» Менгу-Темур – тенгрианец…

Я хочу подойти к вопросу с другой стороны.

Допустим, что Туркан-хатун (дочь эмира Токтая, не упомянутого историей, внучка Салджуктая и подданная хана Узбека) появилась в Иерусалиме в связи с посольством хана Узбека.