вторник, 10 января 2017 г.

Ассасин с человеческим лицом


Дополнение к теме "Ассасины". Хасан Саббах упоминается еще здесь  (скоро продолжу).

Текст из Картлис Цховреба. Столетняя летопись

И так устроив и поделив Грузию, татары отправились в поход на Алмут и забрали с собой грузин, коих разделили надвое. Половина их была в походе на Алмут в один год, а (другая) половина - в другой год, ибо семь лет продлилась война с алмутцами, которые суть вероломные человекоубийцы и коих именуют мулидами. <…>
В день один снарядили алмутцы искусного мулида. Ночью он воровато проник в охрану ноина Чагаты[1], прокрался в шатер его и в спящего всадил ему нож в сердце и убил его, о чем никто так и не узнал. А как только рассвело, шатровые стражники увидели убитого ноина Чагату и стали рыдать, стонать и горевать. Узнав об этом, сбежались воины ноина Чагаты и видели они такое - Чагата был мертв, и не ведали, кем он был убит.
Тогда все произнесли: «Поскольку грузины пребывают в великом стеснении от нас, моголов, то из несомненной мести грузин и был он убиен». Это утверждали все, за исключением одного - ноина Чармагана. А он говорил: «Успокойтесь, люди, ибо грузины не суть человекоубийцы и вера их не стоит за подобные деяния». Но они, подняв мятеж, разъяренные смертью своего патрона, направились в сторону лагеря грузин, ибо был лагерь их расположен вблизи от (шатра) Чагаты. И как только обратились к ним (татары), ужаснулись грузины и лишились сил и не ведали, как быть. Однако некоторые (начали) готовиться к бою, а некоторые - оторопели, ибо было их очень мало. Тогда Григол Сурамский, эристав картлийский, сказал: «Не ко времени нам бой, ибо нас мало. И ежели с ними схватимся, то нас истребят от мала до велика. А ежели не станем с ними браниться, то, думаю, перебьют одних лишь нас, сановных. И мне представляется лучшим, чтобы убили нас, но не всю эту рать. Однако надобно уповать лишь на Господа, ибо нет никакого избавителя нашего, опричь Иисуса Христа, Сына Божьего и Всесвятой Матери Его Приснодевы Марии, Которая вечная защитница уповающих на Сына Ея и паче наша - христиан. Нынче же каждый трижды преклоним колена, припадем ко Всесвятой Богородице и, кому ведомо, воздайте славу Ей так: «Отверзни врата милосердия, благословенная Богородица» и так далее.
И как исполнили эту благодарственную молитву и славу Всесвятой Богородице, и приблизились те варвары во истребление грузин сполна, выступил из камышника человек один с обнаженным мечом, обагренным кровью. Он воскинул меч свой ввысь и зычно воскликнул: «Ман куштем Чагата», что на языке персидском значит: «Я убил Чагату».
Как только татары увидели его, кинулись к нему, но он бежал в камышник. Однако эти разожгли огонь, и пламя вызволило из камышника того человека. И представили его Чармагану, Иосуру и Бичо[2]. Они стали допрашивать его: каким образом удалось ему убить ноина Чагату. А он уведомил их так: «Я есть мулид, между мулидами (особенно) отмеченный. Главари оных мулидов дали мне золота премного, чтобы убить кого-нибудь из вас четверых. Пришел я, убил и скрылся». Те говорили: «Какова же была причина выхода твоего (из камышника) и громогласного восклицания об убийстве великого ноина, потому как ты (ведь уже) скрылся?». И вновь мулид ответствовал: «Я проник в гущу того камышника и скрылся. (Вдруг) внезапно явилась мне некая женщина, вельми благозданная, и говорит мне: «Что ты натворил, человече? Ты убил человека и скрылся. Нынче же из-за тебя истребят множество душ невинных и погибнут они». И сказал я Ей: «Что же мне делать, Царица?». Она ответствовала мне: «Восстань и становись рядом со Мною, пойдем и скажешь, что ты убил человека того и тем спасешь неисчислимые души от погибели». Поднялся я мигом и стал рядом с Нею, и Она привела меня сюда пред вами. И как только подал я голос, и вы узрели меня, женщина та сгинула, и неведомо мне, кто это мне явилась. И се! - предстою пред вами». 
И как только выслушали татары слово того человека, дались диву и мечом рассекли его надвое. И таким образом спасла народ свой Всесвятая Богородица и избавила его от неправедной смерти <…> Однако едва ли кому-либо по силам воздать славословие благодарственное сему чудотворству, которое спасло несчетные души рода грузинского, - приснонепорочное Слово Богородицы, воссоединившее слово и плоть человеческую и слиянием тем соединившее в Боге совершенном, двуприродном, двуевольном, неслиянном.

[1] Нойон – монгольский военачальник.
[2] Нойоны.
Текст дополняет тему "Ассасины".  Хасан Саббах (основатель секты) упоминается еще здесь  (скоро продолжу).
Комментировать в Facebookmail или LJ.
Заметили опечатку, неработающую ссылку - сообщите, пожалуйста! Контакты - на боковой панели.
Мои экскурсии представлены здесь и на сайте "Путешествуйте!"