среда, 24 октября 2018 г.

Решение царя саракинского о сударе Господнем


Паломник из Галлии (совр. Франция) Аркульф посетил Святую землю (около / до 670 г.) – в период правления халифа Муавии. Аркульф упоминает халифа в таком контексте.

О сударе, которым была накрыта глава погребенного Господа.

Из рассказа Святого Аркульфа [1]] узнаем и о священном сударе, который был возложен на главу Господа в гробе, и который Аркульф видел собственными глазами.
Все жители Иерусалима свидетельствуют об истинности следующего рассказа, который мы теперь изложим.
Святой Аркульф узнал следующее повествование по свидетельству многих верных жителей Иерусалима; они часто, тогда он внимательно их слушал, рассказывали ему, говоря:
За три приблизительно года перед этим священный сударь, обретенный после многих лет, будучи дарован самим Богом, сделался известен всему народу; его, тотчас по Воскресении, похитил один довольно почтенный и верующий иудей с гроба Господня и много дней скрывал у себя. И так этот счастливый и верный тать, находясь при последних минутах, призвал своих двух сыновей и объявив, обнаружил им этот сударь Господень, который прежде унес тайком, и сказал: О дети мои, теперь вам предоставляется выбор. Пусть каждый из обоих скажет, что он предпочитает желать для того, чтобы и я несомненно мог знать, кто из вас будет тот, кому, согласно с его желанием, я должен оставить все свое имущество, которым владею, или только этот Святой сударь Господень.
Услышав эти слова, один, пожелавший получить все родительское богатство, принял его от отца, переданное ему, согласно обещанию, чрез завещание. Удивительно: с того дня все его богатство и все имение стало уменьшаться, потому что он продал сударь Господень, и все, чем он владел, пропав вследствие различных несчастий, превратилось в ничто. Другой же блаженный сын вышеназванного блаженного татя, предпочетший сударь Господень всем имениям, с того дня, как получил его из рук умирающего родителя, более и более возрастая, по дару Божию, обогатился и земными богатствами, и не потерял небесных. И таким образом этот сударь Господень с верностью передавали отцы, происходившие от семени этого преблаженного человека, верующие верующим, своим детям, как бы по праву наследства, сообразно порядку их потомства, вплоть до пятого поколения.
По истечении пяти поколений и по прошествии многих лет, когда верующие наследники из этого семейства прекратились, Святой сударь перешел в руки неких неверующих иудеев, которые, хотя и были недостойны такого дара, приняли его с уважением, и по благодати Божественной щедрости, весьма разбогатев различными средствами, сделались зажиточными. Верующие же иудеи, когда явился в народе достоверный рассказ о сударе Господне, вступили в сильный спор с неверующими иудеями об этом священном убрусе, всеми силами стремясь получить его в руки. Этот упорный спор разделил Иерусалимский народ на две стороны, то есть верующих верных и неверующих, неверных.
Вследствие этого царь саракинский, по имени Мавия, призванный той и другой стороной, разбирая дело между ними, сказал неверующим иудеям, которые упорно удерживали сударь Господень: Дайте мне в руки Святый убрус, который находится у вас. Они, повинуясь слову царя, вынули его из ларца и положили на лоно царя.
Взяв его с великим уважением, царь приказал развести костер перед всем народом. Когда он разгорелся большим пламенем, царь, встал и подойдя к этому костру, возвысив голос, сказал той и другой враждебной стороне: Теперь Христос, Спаситель мира, пострадавший за род человеческий, и имевший этот сударь, который я теперь держу на лоне, положенным в гробе на Своей главе, пусть рассудит через огненное пламя, между вами в споре вашем об этом убрусе, дабы вы знали, какой стороне этих двух препирающихся партий Он соблаговоляет даровать сей таковой дар. Сказав это, он бросил в пламя священный сударь Господень, которого никаким образом не мог коснуться огонь, но он, в целости и невредимости поднявшись с костра, подобно птице с распростертыми крыльями, стал лететь к верху и взирая оттуда на обе препирающиеся одна с другой стороны и как бы два сплотившиеся воинские строя, в продолжении нескольких минут летал по свободному воздуху и затем понемногу опускаясь, будучи направляем Богом, склонился на сторону христиан, и спустился на их лоно, когда они тем временем умоляли Судию Христа. Они, воздев руки к небу, приносили благодарение Богу, и, преклонив колена, в величайшей радости, с великим почетом приняли сударь Господень, уважаемый дар, ниспосланный им с неба, вознесли хвалебные песни Христу его подателю, и положили его, завернув в другой убрус, в церковной ризнице.
Его брат наш Аркульф видел однажды вынутым из ризницы и, в числе множества народа его лобызавшего, лобызал и сам в церковном собрании; мерою в длину он имеет приблизительно восемь пядей. Сказанного об нем довольно.

Попробуем выяснить, могла ли в принципе произойти такая замечательная история.

Наместники аш-Шама

Вернемся к Муавии. Прежде чем стать халифом (661 – 680), он был наместником (640 - 661) аш-Шама (Сирия, Ливан и Палестина).
Первым наместником аш-Шама был абу-Убайда ибн аль-Джаррах[2], соратник Пророка, участвовал в завоевании Сирии и Палестины, осаде Иерусалима и Кейсарии, битве при Ярмуке[3]. Умер от амвасской чумы[4].
Балазури (арабский историк, ум. в 792) сообщает: «…Абу-Убейда-ибн-ал-Джаррах заключил с самаритянами урдуннскими и палестинскими[5], которые служили мусульманам шпионами и проводниками, мир с условием уплаты поголовной подати и освободил их от поземельного налога. <…> Самаритяне — евреи».
Вторым наместником аль-Шама был Язид абу-Суфьян, также из тех, кого первый Праведный халиф Абу-Бакр [6] направил на завоевание Сирии, рядом с ним в боях мы видим его брата по отцу Муавию. Язид стал правителем Дамаска, участвовал в битве при Ярмуке, в осаде Кейсарии (продолжалась семь лет), сменил Абу-Убайду в качестве правителя Сирии – ненадолго, умер также в эпидемию чумы, позже Абу-Убайды.

Муавия, брат Язида, был третьим наместником аш-Шама более двадцати лет. На должность наместника назначен Омаром, вторым Праведным халифом.

Кейсария и Акка

Заботы Муавии и его военные победы связаны с побережьем. Он, возможно (есть другие варианты[7]), взял Яффу, Ашкелон, главное - Кейсарию, после семи лет осады (он не был первым) «и нашел в ней семьсот тысяч солдат <…>, тридцать тысяч самаритян, двести тысяч евреев и триста торгующих базаров. Каждую ночь на cтeнах ее сторожило сто тысяч. Причиной взятия ее было следующее обстоятельство: один еврей, по имени Юсуф, пришел ночью к мусульманам и провел их путем, ведущим через подземный ход, в котором была вода по поясницу; он сделал это с условием, что мусульмане окажут пощаду ему и его семейству» (Балазури).
Наместник Муавия ибн Абу Суфьян первым в истории халифата воевал на море. «Омар не позволил Муавии предпринимать морские набеги. Позже Муавия не отставал от Османа, пока не выпросил себе позволения предпринимать набеги морем <…> Морской арсенал существовал только в Египте. Тогда Муавия-ибн-абу-Суфьян приказал собрать мастеров и плотников; их собрали, и он поместил их на службу на побережье, и морской арсенал стал находиться в округе иорданском в Акке» (Балазури). Из Акки Муавия отправляется на Кипр.
Усман (Осман) ибн Аффан – третий Праведный халиф и родственник [8] Муавии

Первая Фитна

Первая фитна (гражданская война мусульман) началась с убийства Усмана (приводится масса поводов и оснований, как, например, несогласие по вопросам кодификаци Корана, предпринятого Усманом, или недовольство распределением должностей).
Али, законно избранный халиф, сменяет Усмана.
У Али есть соперники, претендующие на место халифа (с соответствующими родословными и биографиями), - Тальха и аз-Зубайр, которых Али побеждает в битве Верблюда (656)[9].
Теперь Муавия выступает против Али с требованием выдать убийц Усмана. Дело доходит до битвы, закончившейся вничью, при Сиффине [10], Али с Муавией заключают перемирие (в 657). Часть армии Али не принимает перемирия – это и есть и хариджиты [11] («выступившие, покинувшие»), они и стали первой раскольнической группой.

Провозглашение Муавии халифом в Иерусалиме

Хариджиты, то есть третья сторона, в 661 г. убивают Али. В тот же день Муавия был ранен в мечети во время утренней молитвы (в Иерусалиме) соумышленником убийцы Али. Цель убийц была восстановить единство мусульманской общины посредством устранения виновников раздора. Муавию здесь же провозглашают халифом (в Иерусалиме). Сына Али, Хасана, тоже провозглашают халифом, но через несколько месяцев Хасан заключает с Муавией соглашение, что после смерти Муавии власть вернется к нему, Хасану.

Вторая фитна

Хасан умирает (отравлен?), а Муавии наследует его сын Язид, Омеядский [12] халифат становится наследственной монархией [13]; еще один сын Али, Хусейн, вступает в борьбу, происходит битва при Кербеле в 680 г., Хусейн погибает [14]. Омеяды в итоге возвращают себе все исламское государство и правят до 750 г. «Партия Али» формирует в дальнейшем шиизм [15], причем имамат, руководство общины имамом, также становится наследственным.

Вернемся к Муавии

Халиф Муавия


Поход на Константинополь

«Муавия, король Сарацин, отправил сто тысяч человек на войну против Константинополя; они должны были служить под началом его сына Йазида, которому он завещал свое королевство. Этот [город] они осаждали всю весну до тех пор пока более не смогли переносить тягость голода и болезни, и покинув город они захватили множество селений и через два года возвратились нагруженные добычей в Дамаск и к королю, которым они были посланы. Когда Муавия завершил 20 лет своего [единоличного] правления и [другие] 5 жизни простым человеком, он уплатил свой долг человеческой природе (т.е. умер). (Арабско-византийская хроника 741 г.).


Кафедра Мухаммада


В 670-671 г. Муавия, будучи в Медине, пожелал перенести кафедру Мухаммеда и его посох в Сирию. Его целью было увеличить свое обаяние в глазах мусульман обладанием этих реликвий, а выставленный им предлог — не оставлять эти вещи в городе убийц халифа Усмана. Но Муавию отговорили. Впоследствии стали рассказывать, что само небо помешало ему привести в исполнение его замысел: солнце затмилось, и на небе появились звезды (по Медникову).

Отношение к христианам

При Муавии мы находим в должности правителя Урдуна сына христианки, прецедентом стало назначение христианина сборщиком хараджа в Хомсе, грек помог Муавии заключить перемирие с греческим императором, во главе канцелярии по делам Сирии стоял христианин Серджун-ибн-Мансур, а затем его сын (т.е. отец Иоанна и сам Иоанн Дамаскин).
Когда Муавия захотел присоединить к мечети в Дамаске церковь Св. Иоанна и христиане воспротивились ему, он отказался от своего намерения. В Египте и Александрии построены новые церкви (по Медникову)

Жены из племени Кальб

В качестве примера сотрудничества с христианами указывают еще на одну традицию ранних Омеядов: выбирать себе жен из племени Кальб. Еще Усман женился кальбийке, у Муавии было две жены из Кальб, одна из них – дочь главы племени, тесть Муавии до своей смерти оставался христианином… Бану Кальб поддержали Муавию в битве при Сиффине, и в дальнейшем племя Кальб и племенная коалиция Яман в целом стали опорой Омеядов (иногда с отступлениями).
Здесь следует остановиться на происхождении арабских племен и на том, как и когда некоторые из них стали христианам… Но пока оставим, чтобы завершить сюжет Аркульфом.

Свидетельство Аркульфа о церкви Иоанна в Дамаске

Аркульф подтверждает, что Муавия не отобрал у христиан церковь: «В нем (Дамаске) получил власть и царствует царь Саракинов, и там же выстроена большая церковь в честь Св. Иоанна Крестителя. Выстроена в том же городе и некая церковь неверных Саракинов, которая посещается ими».

Мечеть Омара по Аркульфу

Аркульф очевидно описывает также и то, что называют мечетью Омара[16]: «На том знаменитом месте, где некогда был выстроен великолепный храм, помещавшийся на востоке, по соседству со стеною, теперь Саракины выстроили из дешевого материала четырехугольный молельный дом из приподнятых досок и больших бревен над некоторыми остатками развалин; его они посещают, и дом этот, как говорят, может вместить за раз три тысячи человек».


Овьенский сударь

Сударь (убрус, плат) Господень сегодня показывают в испанском городе Овьедо. [17] Замечу, что в Испанию перебрались последние Омеяды, уцелевшие после истребления их Аббасидами… Епископ Овьедо Пелагий в начале XII в. записавший предание о сударе, говорит, что его вывезли из Иерусалима во время персидского завоевания (в 614 г.) Видимо, епископ не читал Аркульфа, видевшего сударь в Иерусалиме в 670 г., или пренебрег…



[1] Рассказ Аркульфа записан Адамнаном.
[2] Сегодняшний иерусалимский район Шейх Джеррах назван в честь другого лица, бывшего врачом Саллах ад-дина.
[3] Битва при Ярмуке (636) считается решающей победой мусульман над византийской армией. Соглашение с Иерусалимом было заключено (после двухлетней осады) в тот же год, после Ярмука.
[4] Названа по месту, с которого началась эпидемия, - Эммаус (Муджир ад-дин говорит «близ Рамлы»). В тот же год – засуха. 18 г. хиджры (639) называют годом пепла. И было число умерших от амвасской моровой язвы – 25 тысяч.
[5] Вся территория сегодняшнего Израиля (наряду с другими территориями) была включена в аш-Шам. Аш-Шам делился на военные округа (джунды). По Мукаддаси, Х в., в джунд Дамаск (столица - Дамаск) из сегодняшних израильских территорий входили, например, Баниас, Голаны, Хула; в джунд Урдун (столица округа – Тверия) Акко, Бейт-Шеан и Галилея. В джунд Филастин (столица – Рамла) Иерусалим, Газа, Ашкелон, Яффо, Арсуф, Кесария, Шхем, Иерихон, Бейт Джибриль (сегодня археологический парк Бейт-Гуврин).
[6] Халиф – заместитерь Пророка, Праведными халифами (рашиддун) сунниты называют первых четырех:
Абу-Бакр ( тесть Мухаммада - отец Айши), годы правления: 632 – 634 гг.,
Омар (тесть Мухаммада - отец Хафсы; последняя жена Омара – дочь Али и Фатимы, дочери Мухаммада): 634 – 644 гг,
Усман (имел общего с Мухаммадом предка, был женат на двух дочерях Мухаммада): 644—656 гг.
Али (двоюродный брат и зять Мухаммеда, муж Фатимы - дочери Мухаммада от Хадиджи, первой жены): 656 – 661 гг.
[7] Анализ источников см. Н. А. Медников. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. СПб. Т. 2-3. 1897, Т. 1. 1903
[8] Оба из клана Умайя племени Курайш. Усман – сын дяди Муавии. Курейшиты из «северян» - Кайс. Сестра Муавии Рамла была женой Мухаммада.
[9] Решающая схватка разгорелась вокруг верблюда, на котором сидела Айша бинт Абу-Бакр, которая возглавила оппозицию и, говорят, битву. Тальха и аз-Зубайр погибли, а Аиша была захвачена в плен, но позже отпущена. Дело аз-Зубайра позже продолжит его сын Абдулла – до 692 г.
[10] Сиффин находится в Сирии. Али, чтобы привлечь на свою сторону иракцев, перенес свою резиденцию в Куфу (Ирак). Муавия к этому времени уже около пяти лет правил Сирией, предпринял несколько походов против Византии и имел хорошо обученную армию.
[11] Сегодня мусульманские авторитеты называют деятелей ИГИЛ хариджитами.
[12] По имени родоначальника - Умайи ибн Абд Шамса, троюродного деда пророка Мухаммеда.
[13] До сына Муавии Язида I (680—683) халифов выбирал совет (шура), назначаемый предыдущим халифом, претенденты на звание были из родственников Пророка.
[14] В день гибели Хусейна шииты проводят ашуру (траур). Али, Хасан и Хусейн – первые имамы шиитов.
[15] Раскол в исламе формируется в зависимости от взглядов на права наследования, во всяком случае, именно это лежит на поверхности. Со временем, естественно, накопились и богословские, и литургические расхождения, и различия в календаре, и пр. Суннизм и шиизм - самое крупное деление, внутри каждого из движений существуют свои группы.
[16] Взятие Омаром Иерусалима овеяно легендами. Одна из них гласит, что Омар потребовал у патриарха Иерусалима показать ему место, где стоял храм Соломона, и собственноручно очищал Храмовую гору от мусора (поскольку в конце византийского периода на этом месте была городская свалка – явление, получившее  богословские обоснования). Очистив гору, Омар построил на ней мечеть.
[17] Благодарю Рафи Касымова, указавшего мне на эту информацию.